Предисловие – 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ПРЕДМЕТАХ ДУХОВНЫХ ВООБЩЕ – 7
Глава первая. Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть. Изъяснение грехопадения прародителей – 9
Глава вторая. Как велика была утрата людьми рая и блаженства. Первое убийство – 20
Глава третья. Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти. Уподобление греха плющу. Противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник. Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как Тела Своего и питание ее Телом и Кровью Своими. Союз со Христом через веру и союз с дьяволом через неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие дьяволу. Тридцать три ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Соединение добродетелей со страстями. Книга мира и Страшный Суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душой человека – 28
Глава четвертая. О том, как пал денница, какие свойства приобрели падшие духи и какую брань они ведут с человеком – 40
Глава пятая. Греховное обольщение и упоение благодатью Святого Духа. Сравнение греховного обольщения с опьянением вином. Упоение благодатью Святого Духа и его превосходство перед греховным опьянением – 42
Глава шестая. Неверие, нечистота и отчаяние суть три двери, открывающие для дьявола доступ в душу человека. Двоякий способ искушения дьяволом людей: немощных — похотями, а праведников — лестью – 50
Глава седьмая. Подвижник, хотя и впадает в грех, не должен отчаиваться. Бог принимает покаяние от всякого. Почему невозможно покаяние для злых духов – 59
Глава восьмая. Чем был вызван потоп. Проповедь Ноя о покаянии. Ожесточение людей и ненависть их к Ною. Знамения, предшествовавшие потопу. Замысел людей погубить Ноя как виновника всех бедствий – 63
Глава девятая. Невозможно не прийти искушению. Как был соблазняем Несоблазняемый. Нет греха, если человек бывает искушаем, но есть грех, когда человек бывает побеждаем – 69
Глава десятая. Почему не всякая молитва исполняется святыми – 72
Глава одиннадцатая. О необходимости самопонуждения к очищению своего сердца – 74
Глава двенадцатая. Пшеница пахаря для посева и пшеница мельника для размола. Дела благодатные и дела вражьи – 75
Глава тринадцатая. О страсти осуждения в людях – 77
Глава четырнадцатая. Об очищении себя таинством Покаяния – 80
Глава пятнадцатая. «И внидет Царь славы...» – 82
Глава шестнадцатая. Толкование молитвы «Отче наш» в связи с обличением празднословия во время обеда – 84
Глава семнадцатая. О происхождении слов «хлеб наш насущный». Что означают эти слова? – 88
Глава восемнадцатая. «Хлеб наш насущный» — испрошение Хлеба Небесного – 90
Глава девятнадцатая. Ублажение молчания и о том, сколь мерзко молитвенное благодарение после многословной трапезы – 94
Глава двадцатая. Извещение одному преподобному о том, сколь греховно осуждение перед Богом – 96
Глава двадцать первая. Пророческая характеристика людей перед концом века – 98
Глава двадцать вторая. Корень зла – любостяжание, сиречь сребролюбие. Сребролюбие есть дух антихриста – 99
Глава двадцать третья. Антихрист родится тогда, когда обнищает мир духовно и когда наступит всемирная анархия. Всемирное воцарение антихриста – 103
Глава двадцать четвертая. Дух Христа и дух антихристов – 106
Глава двадцать пятая. Какова печать антихриста, запечатывающая ныне злых, и какова та, которой будет запечатывать антихрист по воцарении? – 108
Глава двадцать шестая. Бедствия, которые постигнут мир по воцарении антихриста: иссохнет море, умрут животные, ускорится время – 111
Глава двадцать седьмая. Проповедь Еноха и Илии людям, чтобы не принимали печати антихриста и знаменовались всегда крестом. Умерщвление сих проповедников – 112
Глава двадцать восьмая. По убиении Еноха и Илии антихрист снимет с себя личину нравственности. Совершатся крайние злодеяния. Люди отождествятся по лукавству с бесами. Знамением сего будет постепенное умаление роста людей. Ко времени антихриста средний рост человека будет 13/4 аршина – 114
Глава двадцать девятая. О нераскаянности человеческой и долготерпении Божием – 115
Глава тридцатая. Богатый коварно просил Авраама послать Лазаря к нему во ад с каплей воды – 118
Глава тридцать первая. Как зарождаются вражда и осуждение дел ближнего – 119
Глава тридцать вторая. О дивном милосердии Божием и о том, кому именно сорадуются Ангелы – 120
Глава тридцать третья. Об осквернении молитвы помыслами любостяжательными – 123
Глава тридцать четвертая. Еще о чадородстве мирян – 125
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О МОНАШЕСТВЕ – 127
Глава первая. О хранении иереями сердца своего неоскверненным по Святом Причащении – 129
Глава вторая. Увещание святого Нила послушникам не прельщаться мечтой об уединенном подвижничестве и безмолвии и не уходить из обителей своих – 131
Глава третья. Уподобление монахов, ропщущих на продолжительность службы, предпотопным людям – 141
Глава четвертая. Монашество — воинская служба Царю Небесному – 143
Глава пятая. Сравнение кипариса стройного с растрепанным — как пример того, что надлежит собирать свои мысли – 150
Глава шестая. О благотворности трудов послушания для успокоения помыслов – 151
Глава седьмая. О целомудрии. О поведении юных в общежитии и об отношении к ним старших – 155
Глава восьмая. Другой пример строгого старца и благословенного послушника в той же Иорданской пустыне – 159
Глава девятая. Обличение людей нынешнего времени в нечувствии к духовным благам и пристрастии к земным – 162
Глава десятая. Сравнение сердца монаха с зеркалом – 163
Глава одиннадцатая. Обличение торопливости богослужения – 165
Глава двенадцатая. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Пример святых Никифора, Саприкия и патриарха Авраама – 165
Глава тринадцатая. О неуместности веселья в монахе – 168
Глава четырнадцатая. Обличение духовников, не хранящих тайны исповеди – 169
Глава пятнадцатая. От бесчувствия происходит невоздержание в слове и в еде, а от этого развивается сладострастие – 170
Глава шестнадцатая. Запретное древо познания добра и зла для монаха есть осуждение – 173
Глава семнадцатая. О том, сколь развит порок празднословия в монашестве – 175
Глава восемнадцатая. Монашество — благое дело спасения, но кто воистину спасается? – 176
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПОВЕСТЬ О СЕРВИИ И О СУДЬБЕ СКИТА ЕГО – 179
Глава первая – 181
Глава вторая. Сервий и его чудесное крещение через Архангела Михаила – 182
Глава третья. Сервий пожелал одиночества. Михаил возбранил сие, повелев архиерею подвергнуть Сервия суровому трехлетнему искусу – 196
Глава четвертая. Другое великое наказание, понесенное Сервием от архиерея – 201
Глава пятая. Третья и четвертая суровость архиерея с Сервием – 204
Глава шестая. Страшная кознь дьявола, предпринятая им для того, чтобы подорвать в Сервии доверие к отцу духовному и восприемнику, архиерею. Суровая кара – 207
Глава седьмая. Дьявол воздвиг на Сервия страшную клевету. Торжество истины и конец искуса – 214
Глава восьмая. Приготовление Сервия к монашеству. Поучения архиерея, данные Сервию и его будущему старцу – 223
Глава девятая. Поиск Сервием места для скита – 231
Глава десятая. Трехлетний монашеский искус Сервия и кончина духовника – 236
Глава одиннадцатая. Чудесное явление Ангела в образе иерея для похорон духовника – 240
Глава двенадцатая. Игуменство Сервия. Преуспеяние в подвиге Андрея – 242
Глава тринадцатая. Впадение Кунава в прелесть и его погибель – 245
Глава четырнадцатая. Кончина Сервия и архиерея. Прощальное поучение и завещание Сервия – 251
Завещание Сервия – 256
Глава пятнадцатая. Преемники Сервия и начало упадка скита – 261
Глава шестнадцатая. Картина последовательного развращения скита Сервия – 262
Глава семнадцатая. Истребление развратившихся скитян нашествием неприятеля – 266
Глава восемнадцатая. Поучение святого Нила монашествующим по поводу гибели скита Сервия – 269
Глава девятнадцатая. Спасение от разгрома семи добродетельных келий. Исповедь послушника – 270
Глава двадцатая. Заключительное воззвание святого Нила – 274
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО – 275
Преподобному отцу нашему Нилу тропарь и кондак – 282